Игры, развивающие мышление

1. Прошлое и будущее

Условия игры:
Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»

 Например: стул
— Чем этот предмет был в прошлом?
— Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).
— Чем он может стать в будущем?
— Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.

В этой игре ребёнок:

  • Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.
  • Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.

2. Из чего состоит?

Условия игры:
Представляем любой предмет и называем его составляющие

Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)

Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:

  • Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.
  • Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.
  • Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.

3. Включи вариативность

(от Анатолия Гина)

Условия игры:
Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения

Например: пластиковый стаканчик
1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;
2) сделать шапочку Алладина на резинке;
3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;
4) выращивать растения;
5) собрать много стаканчиков и сделать костюм…

Что развивает:

  • Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.
  • Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.

4. Полезно/Вредно

Условия игры:
Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.

Например:
— Дождь полезный, потому что растут растения.
— Дождь вредный, потому что может затопить что-то.
— Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.
— Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть…и т. д.

Что развивает:

Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.

5. Да/Нет

Условия игры:
Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

 Например: дом
— Это живое?
— Нет.
— Это сделано человеком?
— Да.
— Это больше тебя?
— Да.
— Несёт пользу для человека?
— Да.

Что развивает:

  • Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
  • Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
  • Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.

6. Предсказатель

Условия игры:
Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.

 Например: знакомство
— Как люди знакомились в древности?
— Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.
— Как знакомятся теперь?
— На улицах, в кафе, в интернете и т. д.
— Как будут знакомиться в будущем?
— Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.

Что развивает:

Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.

Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты.

Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современном жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.

7. Видное-неочевидное

Условия игры:
Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.

 Например: ботинок и летающий корабль
1) оба могут пахнуть;
2) оба могут взлететь;
3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;
4) оба могут быть твёрдыми;
5) могут быть одного цвета…

Что развивает:

Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.

Игры просты и универсальны: вы можете выбрать любую понравившуюся, пользоваться ею в любом месте, одновременно тренируя ум и весело проводя время. Можно устроить соревнование с ребёнком… Поверьте, детское воображение намного ярче, чем у взрослых. К каждой игре вы можете подбирать бесконечное множество своих предметов, объектов, явлений, ситуаций. Любой подобранный вами предмет — это ещё одна новая игра!

Благодарим учеников школы Думалогия и их родителей за то, что вдохновили нас на данную статью.

Источник https://newtonew.com/overview/road-games

***************************************************************************

Пять простых упражнений, которые помогут развить креативное мышление

На каждом занятии курса «Co-creation» мы будем учиться эвристическим методам поисках решений в команде -> goo.gl/rFlPS5
А пока предлагаем размяться на простых упражнениях, которые можно выполнять в повседневной жизни:

ПОДПИСЬ К КАРТИНКАМ

Попробуйте придумать необычные подписи к любым плакатам, картинкам и фотографиям, которые вам встречаются на пути. Через неделю вы удивитесь, насколько интересной может быть обычная реклама в метро.

НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Возьмите какую-нибудь самую обычную вещь (ручка, телефон, ключи). И найдите как можно больше способов, как можно применить ее не по назначению. Это вам дается легко? А если на время и из разных областей жизни?

СУМАСШЕДШИЙ ГЕНЕТИК

Возьмите чистый лист бумаги и карандаш. И нарисуйте животное, которое сочетало бы в себе признаки известных вам зверей. Неважно, умеете вы рисовать или нет. Главное — выйти за рамки логики и обыденного представления.

5+5

Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. А теперь подберите для него 5 прилагательных, которые больше всего для него подходят. Например, платок — бумажный,носовой, чистый, грязный, дырявый…А теперь 5 прилагательных, которые совсем не подходят. После выполнения вы поймете что это не так легко как кажется.

ДВЕ СЛУЧАЙНОСТИ

Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Найдите как можно больше общего между ними, как они могут быть взаимосвязаны. Нашли? А теперь составьте историю, используя эти понятия!

*************************************************************************

Креативность речи

Упражнение 1:

Очень хорошо наработать багаж слов помогает следующее упражнение.

Берёте газетную вырезку, зачёркиваете хаотично любые слова, а потом начинаете читать текст вслух.

Ваша задача — на ходу заменять пробелы подходящими по смыслу словами и не делать пауз. Попробуйте прямо сейчас заполнить пробелы.

Вопрос …………… действия соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ………… будет рассмотрен сегодня в …………… . Документ …………… в большей степени торговые ……………, для надлежащего …………… которых нужна договорно-правовая база. В последнее …………… торгово – экономическое …………… России с …………… имеет положительную …………… . Только в минувшем году …………… товарооборот …………… 23 миллиарда долларов. Правда, в связи с …………… явлениями в мировой экономике в этом году …………………. значительно спал.

Упражнение 2:

Попробуйте говорить 3 минуты на любую тему. Говорите внятно, красиво, логично и без спотыканий. Вы можете выбирать любые темы, но лучше переходить от знакомым к незнакомым.

Таким образом вы погружаете свой организм в лёгкий стресс и заставляете мозг работать в ускоренном режиме. Поначалу будет трудно вспомнить хотя бы больше 1 предложения на тему, потом мысль будет развиваться, но логика построения предложений по прежнему будет страдать.

Когда вы дойдёте до такого уровня выполнения этого упражнения, что в вашем разговоре не будет явных словесных лакун – вам не страшен никакой прямой эфир.

Упражнение 3:

Для того, чтобы креативность вашей речи ничего не ограничивало, попробуйте поразмышлять на самые невероятные темы. Кодовое название этому упражнению «Что было бы, если …»

Например:

Что было бы , если бы свиньи могли летать?
Что было бы, если бы люди вели ночной образ жизни?
Что было бы , если бы стулья могли говорить?

Отвечая на эти вопросы, самое главное нужно зреть в корень, то есть не отвечать поверхностно, а раскручивать ситуацию до конца в самые невероятные стороны.

Упражнение 4:

Представьте, что вы составляете толковый словарь и вам нужно дать максимально точное и детальное определение слов. Начните с простых вещей, потом переходите на абстрактные. Развивайте свою мысль и не ограничивайтесь одним предложением, объясните смысл слова так, чтобы спутать его с другим было просто невозможно.

Например, дайте чёткое определение слов: дырка, любовь, календарь, утопия, фабула, креативность.

Упражнение 5:

Читайте любой текст так, будто в нём есть редакторские опечатки. Фокус заключается в том, что вам нужно самостоятельно в минимальное время, выбрать слово, придумать на него опечатку и читать так, будто вы диктор, работающий в прямом эфире. Очень тонизирующее упражнение, по крайней мере , великолепно развивает реакцию, без которой на радио не обойтись.

Всем терпения. Будет оно, будет и видимый эффект, причём довольно скоро! .

Источник: https://fotostrana.ru/public/post/232638/1299148018/

****************************************************************************

10 лучших игр в слова с детьми

Игра − для радости. И та игра, которая радует, сама по себе часто провоцирует развитие ребенка гораздо больше, чем специально организованная учебная игра. Женя Кац рассказывает, как играть с буками и словами, чтобы это было весело.

?Загадки

Очень многие игры, которые развивают словесное или звуковое мышление, − устные. Можно загадывать некий предмет, но отвечать на вопрос только «да» или «нет». Скажем, я загадала то, что стоит у меня на столе. И ребенок начинает спрашивать:
− Оно большое?
Я говорю:
− Нет.
− Оно больше стакана?
− Нет.
− Оно квадратное?
− Почти.
− Оно железное?
− Нет.
− Оно деревянное?
− Нет.
− Оно резиновое?
− Да.
− Оно черное?
− Нет.
− Оно белое?
− Да.
− Это ластик?
− Да, это ластик. Ты отгадал, молодец. А теперь ты мне загадай, а я буду спрашивать.

Можно загадывать какие-то простейшие вещи и вдруг окажется, что их не так-то просто отгадать даже взрослому, хотя загаданный предмет совершенно простой, бытовой.

Можно сделать словесные загадки. Но не классические, народные, которые все знают и которые в сборниках печатают: сидит девица в темнице, а коса на улице. Современные дети не видели, как растет морковка, поэтому они не могут догадаться, что это за коса на улице, почему девица сидит в темнице и почему это имеет отношение к морковке. То есть они готовы выучить и этот текст, и эту отгадку. Но не могут соотнести, они не видели этого, это непростая метафора.

Под загадками я имею в виду совершенно другое. Вы можете описать предмет, назвав несколько его признаков, дав определение. Например, зверь, который мяукает.
− Я загадала полосатого зверя, который ест траву.
Ребенок говорит:
− Тигр?
− Не тигр. Тигр не есть траву. И еще у этого зверя есть копыта и грива.
− А-а-а, лошадка!
− Полосатого!
Или я могу сказать:
− Да, только название зверя начинается на букву «з».
− Полосатая лошадка на «з»… А-а-а, зебра!
Или я могу сказать:
− Кислый, желтый и овальный.
Ребенок:
− О-о, я знаю, это фрукт.
− Да, фрукт. А какой? Его еще кладут в чай.
− Ага, желтый, лимон!
Или:
− Красный, круглый, его кладут в салат.
Я могла иметь в виду помидор, а ребенок говорит: «Редиска». Отлично, тоже годится.

Придумывать такие загадки полезно. Ничуть не менее полезно, чем отгадывать.

?Скороговорки и стихи

Проговорить их и взрослому не так-то просто. Поэтому если вы играете с ребенком в скороговорки, начните с себя. Попробуйте сами произнести быстро-быстро и покажите ребенку, как вы практикуетесь, как вы тренируетесь, как вы ее выучиваете.

Можно играть с какими-нибудь стихами: вы начинаете, а ребенок в конце вспоминает подходящее слово.
− Где обедал воробей? В зоопарке у…
− …зверей.
Пока ребенок вспоминает нужное слово, можно предлагать смешные варианты.
− Погостил у носорога, отрубей поел… дорогу.
− Нет, − говорит ребенок, − не дорогу.
− А что же? С порога.
− Не-ет, не с порога.
− А что?
− Немного!

?Лишнее слово

Еще можно играть − называть какие-то группы слов и угадывать, кто лишний. Что существенно, в этой игре может быть несколько правильных ответов. В нее можно играть на ходу, предложите ребенку придумывать такие загадки. Но важно, чтобы он объяснил свое решение. Например, я могу сказать: «автобус, трактор, троллейбус, трамвай». Какое из данных слов лишнее? Кто-то может сказать, что автобус, потому что он на «А», а все остальные начинаются на букву «Т». Кто-то скажет, что трамвай, потому что только он ходит по рельсам, а все остальные нет. Кто-то скажет, что трактор, потому что это не общественный транспорт, а все остальные возят людей. Понимаете, да? Любое объяснение годится.

Важно, что ребенку тоже полезно придумывать такие задачи. Ведь только взрослые всегда являются носителями истины в последней инстанции: сначала вы загадываете, потом ребенок. И это не только игра, но и процесс общения. Если вам нравится придумывать, то это отлично.

?Снежный ком

Есть такая замечательная игра «Снежный ком». Она и словесная, и развивающая память. Один говорит:
− Кошка.
Второй:
− Кошка, собака.
Третий:
− Кошка, собака, заяц.
Четвертый:
− Кошка, собака, заяц, тигр.
Можно произносить любые слова. Есть также другая версия этой игры. Скажем, первый говорит:
− Я иду в поход и беру с собой ложку.
Второй:
− Я иду в поход и беру с собой ложку и миску.
И так далее. Каждый добавляет свое. Но уже в конце, а не в начале. То есть изначально он должен вспомнить все слова, что сказали до него, потом уже добавить свое.
Когда мы играем с группой детей, то я предлагаю не только называть слова, но еще, если кто-то забыл, можно подсказывать, но только жестами.
Можно называть в каждом слове первую букву, и это тоже для некоторых детей не так-то просто. Но когда вы уже справились, то некоторые загадки − все на одну букву. Например, мы загадываем все слова на букву «М». Я говорю:
− Это такая большая, с колесами, на ней можно ехать.
− Машина.
− Хорошо, тогда я другое загадаю на букву «М». Это такое вкусное, холодное и бывает в вафельном стаканчике.
− О-о, это мороженое!
− А еще это такое сладкое и его делают пчелы.
− Мед.
− А теперь давай ты попробуй что-нибудь на «М» придумать.
И это гораздо сложнее: придумать слово, которое начинается на эту букву, да потом еще его описать − это серьезная работа для ребенка.

?Контакт

Эта игра годится, если ребенок уже знает, что такое первая буква, и понимает определение: «это такой зверь, который мяукает». Если он не называет само слово, а произносит описание, то после этого уже можно играть. Я думаю, многие знают правила, но я на всякий случай расскажу еще раз.
Контакт − игра для нескольких человек, надо хотя бы 3-4 участника. Ведущий загадывает какое-нибудь слово и сообщает всем остальным игрокам первую букву, например «К». Остальные игроки начинают придумывать свои слова, которые начинаются на «К», например, один говорит:
− А это не такой зверь, который мяукает?
Ведущий говорит:
− Нет, это не кошка (если он действительно загадал не кошку).
Другой говорит:
− А это не такой, друг Чебурашки?
Ведущий:
− Гена. Нет, подожди, «К». Это не крокодил.
И так все игроки пытаются придумать такое определение, чтобы они поняли, а ведущий не понял. И если вдруг им это удается, например, один из игроков говорит:
− Она сладкая и ее едят вареной.
Ведущий говорит:
− Каша.
− Нет, она растет в поле, она высокая и у нее внутри волоски.
Ведущий говорит:
− Ой, не знаю.
Тогда остальные игроки начинают считать: до 3, до 5 или до 10, это уж как договоритесь. И говорят «Контакт!», а потом хором произносят отгаданное слово. Если у того, кто давал определение, и у того, кто сказал «кукуруза», сошлось, тогда водящий должен сказать им следующую букву.
− Ну хорошо, тогда говорю вам вторую букву. Вторая буква «О».

И дальше все игроки, которые отгадывали, придумывают уже на «Ко». А потом, скажем, они придумали еще какое-нибудь определение, которое водящий не отгадал, тогда у них появляется уже три буквы. И так потихонечку они отгадывают слово. И кто в итоге отгадал, тот становится следующим водящим.

Это игра не такая простая, как может показаться, − в нее и взрослым бывает нелегко играть. Но если вы не торопитесь, не стараетесь непременно обыграть ребенка, то процесс игры доставим всем удовольствие.

Если не пытаться меряться − кто выиграл и кто проиграл, то она вполне работает. Например, позволяет выяснить, как пишутся слова. С детьми бывает очень смешно играть, они придумывают нетривиальную орфографию и не всегда понимают, какая буква следующая в загаданном слове.

?Кузовок

Есть похожая игра, когда нам важно не начало слова, а конец: все на «-ок» − «Кузовок».
«Шел Саша в лесок, взял с собой кузовок.
Что на «-ок», все кладет в кузовок».
И рассказываем ребенку, что кузовок – это такая корзинка
− Нашел грибок, положил в кузовок.
Можете рисовать и лепить все, что нашли.
− Что еще можно положить в кузовок?
− Листок (положил в кузовок).
− Что еще?
− Сапог.
− Ну ладно, годится.

?Цепочка слов

Многие играют в города, когда придумывают город на последнюю букву, но города для детей младшего возраста − слишком сложно, они не знают так много названий. Поэтому можно играть в обычные слова. И я говорю, например:
− КоТ. Какая у него последняя буква? «Т». Значит, тебе теперь надо придумать на «Т». Ну, давай.
− ТрактоР.
− Ага, тогда я придумываю на «Р». Я говорю «рукаВ», ну-ка, давай подумай, какая у него последняя буква?
И тут возникает интересная вещь. Ребенок говорит:
− «Ф»?
Я говорю:
− Знаешь, это можно проверить. Вот давай подумаем, у куртки один рукав, а если много? Два рукаВа. Мы же говорим «два рукаВа», а не «два рукаФа»
Ребенок соглашается:
− Ну конечно, рукаВа.
− Отлично, теперь ты знаешь. Рукав – последняя буковка «В». Видишь, мы с тобой это проверили.
Совершенно не обязательно говорить, что потом ты будешь учить это в школе. И это отличный способ понять, проверить, какую букву написать.

?Загаданные буквы

Я загадываю какую-нибудь букву, а потом дети предлагают слова, и я говорю, есть ли там эта буква, и если есть, то сколько раз она встречается. Например, они говорят:
− Кот.
Я отвечаю:
− Нет такой буквы, ни одной.
Дети продолжают:
− Гора.
Я подтверждаю.
− Одна.
Они говорят:
− Ананас.
Я:
− Ни одной.
Они говорят:
− Рыба.
Я:
− Одна.
И тогда они уже могут предположить, какая это могла быть буква. Например, сейчас я загадала «Р».
А можно попросить ребенка загадать букву, и тогда уже его будет очередь пытаться понять, какие буквы есть, а каких нет. И это довольно серьезный анализ.

Женя Кац,
педагог

Фрагмент онлайн-лекции цикла «Игра и дети»
▶️https://goo.gl/hN7WqO

Источник: https://www.facebook.com/bmshkola/photos/a.1398228077121985.1073741828.1397204457224347/1893885277556260/?type=3

**********************************************************************

Пора бежать, или Подвижные игры с числами

По детям очень хорошо видно, когда они устали сидеть − они начинают ерзать, елозить, падать, ронять что-то. Все, значит, пора бежать. Вообще-то, понятно, что бежать надо было три минуты назад. Я говорю:

− Сейчас, когда я скажу «Побежали!», вам надо бежать и не сталкиваться. А когда я скажу «Стоп», надо всем остановиться, и если я скажу «Один», значит, все встали на одну ногу, а если я скажу «Три», все встали на три ноги.

− Как это мы встанем на три ноги? У нас нет трех!

− А можете и руки использовать. Ну, хорошо, побежали.

И они начинают бегать по кругу. А потом я говорю:

− Стоп. Четыре.

Им надо догадаться, что они должны стать одновременно на две руки и две ноги. А в другой раз говорю «Три». Кто-то садится на попу и опускает ноги на пол. Кто-то встает на одну руку, одну ногу и еще опускает голову на пол. Все по-разному решают эту задачу.

Можно играть по-другому. Предположим, у вас мало места или по какой-то причине вы занимаетесь в классе с партами. Тогда я говорю:

− А теперь все вы прячьтесь под столы, а когда я скажу «Восемь», вам надо из-под стола вылезти.

Или наоборот:

− Ходите вокруг стола, а когда я скажу «Семь», вам надо спрятаться под стол.

Пользуйтесь теми условиями, которые у вас есть, чтоб придумать подвижные игры, связанные с числами.

У нас еще игра «Первая скорость, вторая скорость». Эту игру я использую, когда вижу, что детям трудно себя контролировать, когда они с трудом переключаются. И мне надо что-то сделать, чтобы они сфокусировались, сосредоточились на занятии. Я говорю:

− Первая скорость − это когда мы едем медленно-медленно. Идете самыми маленькими шагами, какими сможете. (И пока они идут маленькими шагами, они успевают сконцентрироваться). Вторая скорость − мы идем обычным шагом. Третья скорость − бегом. Иногда даже ввожу четвертую скорость − самым быстрым бегом, но не сталкиваться.

Например, я объявляю:

− Третья скорость. А теперь вторая скорость. Первая скорость.

И они вот так вот переключаются. Я их несколько раз туда-сюда то разгоняю, то замедляю, и они снова могут перейти к спокойному ритму. В результате дети, с одной стороны, сосредоточились, с другой − успокоились. То есть важно перейти, переключится от подвижных игр на другой вид деятельности. Им важно и самим набегаться, и потом остановиться.

Поэтому я выбираю не любые подвижные игры, а только такие, в которых они могут и подвигаться, и выпустить пар, но при этом внутренне «не разболтаться», не уйти вразнос.

⭐️Сова и птичка⭐️

У этой игры может быть масса модификаций. Это могут быть машинки, у которых будет красный свет, или тигр, или кошка и мышки − можете придумать любые вариации. Суть игры: у детей есть домик (лавочка, коврик и так далее), и они в этом домике сидят, пока я не скажу «Летать!» А я − сова. Объявляю игрокам:

− Я буду сейчас считать до 12. Когда скажу 12, все должны спрятаться в домике.

И я начинаю считать до 12, птички (мышки, машинки) бегают, но если на счет «12» кто-то не спрятался, я могу его ловить или штрафовать. Соответственно, тех, кто в домике, − не ловлю.

Есть другая версия игры: я могу считать не по одному, а двойками или тройками. Или использовать обратный счет, от 30 до единицы, к примеру.

Я тоже объявляю, что считать буду до 12, но перечисляю цифры таким образом: 30, 29, 28, 27, 26… В этот момент детям совершенно не очевидно, когда же будет 12 − скоро или нет?

Так что если вы видите, что игра в «Сову» для детей слишком простая, то можете ее усложнять. Или спросить:

− А кто уже умеет считать двойками? Кто готов пойти играть совой?

То есть вы можете предоставить кому-то из детей роль водящего и помочь ему, если, например, ребенок вызвался считать двойками, а потом в середине игры сбился или растерялся.

❄️Снежинки❄️

Когда большая группа детей, то и снежинок много. «Снежинки летели, снежинки кружились, хлоп! – и по три сцепились». В этот момент всем игрокам надо встать в маленькие хороводы по три человека. Пересчитали, проверили, убедились, что получилось по трое.

«Разлетелись, закружились, полетали-полетали, покружились-покружились – ой, по пять сцепились!»
И детям бывает очень сложно договориться. Они видят, что их шестеро, но не понимают, что дальше делать. Иногда даже все отцепляются и начинают заново собираться.

?Расстояние в шагах?

Другая моя любимая игра − счет расстояния в шагах. Я выбираю кого-нибудь из детей:

− Ты сегодня будешь мне помогать. Ты сегодня кошка. А ты, Маша, скажи, сколько до этой кошки шагов? Ты какими будешь идти шагами? Большими? Давай. Сколько твоих больших шагов до этой кошки? Но только тебе надо сначала подумать.

Ребенок думает, говорит:

− Пять.
− Хорошо, проверяй.

Ребенок шагает пять шагов и проверяет: если он за пять шагов может дотянуться до кошки, то он угадал. Потом меняемся, и уже другой ребенок будет кошкой, и другой будет угадывать. А потом, если я вижу, что дети уже ориентируются в расстоянии и меньше ошибаются, то я прошу отгадывать количество маленьких шагов. Это гораздо сложнее.

Еще бывает, что дети слегка корректируют: начинают большими шагами, а потом, видя, что уже слишком близко подходят, уменьшают шаги, чтобы попасть куда надо.

⭐️Счёт прямой и обратный («С этажа на этаж»)⭐️

Другая вариация, когда мы раскладываем тарелки с цифрами по полу. Причем я вначале кладу только 2 и 6 − и говорю:

− А куда мне положить тарелку с цифрой 5?

И это не всем детям очевидно. Если по порядку раскладывать: 2, а потом 3 – легко. А вот когда лежат 2 и 6 – разобраться, куда класть 5, непросто. Но вот, скажем, мы разложили весь ряд. После этого я беру какую-нибудь игрушку либо мяч и говорю:

− Вот это у нас будет кошка. И она ходит по этажам. Сейчас я прошу кошку пойти на пятый этаж (и кладу кошку на тарелку с цифрой 5). А теперь ее пригласили в гости на девятый этаж.

И надо назвать все этажи, которые кошка проходит по пути: 5, 6, 7, 8, 9.

Затем даю другому ребенку задание:

− А теперь кошка идет с девятого этажа на 11-й − 9, 10, 11. Дальше с 11-го на седьмой. Она вверх пойдет или вниз?

В этот момент дети, во-первых, учатся прямому и обратному счету. А во-вторых − осваивают счет не с единицы. Этот навык стоит тренировать отдельно, и мы его тренируем такой вот игрой. Потому что очень часто, когда я прошу: «А теперь кошка идет с четвертого этажа на восьмой», ребенок подходит к кошке, которая на четвертом этаже, и начинает считать: «Один, два». Я его останавливаю:

− Подожди, разве это первый этаж?
− Ой, нет.
− Хорошо, давай начнем заново. Тут что у нас?
− Четыре.
− А это что у нас?
− Пять.

Иногда дети так увлекаются, что даже проскакивают нужный этаж. Им трудно и называть все числа, и помнить, до какого этажа они ведут счет. Надо было с четвертого на восьмой, а ребенок ускакивает до одиннадцатого. Это нормально.

Женя Кац, педагог
Источник: https://www.facebook.com/bmshkola/photos/a.1398228077121985.1073741828.1397204457224347/1890395237905264/?type=3&theater

******************************************************************************

Четыре упражнения, чтобы не потерять к старости трезвый ум и ясную память

 

Разноцветный текст

Перед вами перечень слов, написанных разным цветом. Начинайте по порядку с первого слова называть вслух цвет, которым написан текст. Дойдите до конца и затем повторите в обратном порядке. Вначале будет сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

  • Польза: Эффективная профилактика болезни Альцгеймера: помогает устанавливать новые связи между полушариями, тренирует концентрацию и переключаемость внимания.

Таблица Шульте

Сосредоточьтесь на цифре 19 в центре квадрата. Ваша цель — найти 1 и затем все остальные цифры по возрастающей, фиксируя найденную цифру взглядом. Впоследствии, для выполнения этого упражнения таблицу можно нарисовать самостоятельно с хаотичным расположением цифр в ячейках или найти в интернете.

  • Польза: Увеличивает скорость принятия и обработки информации, а также развивает периферийное зрение.

Знаки пальцами

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем поочередно смените положение пальцев так, чтобы уже левая рука показывала «мир», правая — «ок». Повторите несоколько раз. А теперь выполните это упражнение одновременно правой и левой рукой.

  • Польза: Тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую.

Синхронное письмо

Возьмите 2 листа бумаги и в каждую руку — по удобному пишущему инструменту. Начинайте одновременно рисовать обеими руками геометрические фигуры.

Также можно писать буквы или слова с одинаковым количеством символов.

  • Польза: Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, активизирует деятельность обоих полушарий.

Еще несколько советов

Нейробиолог Лоуренс Катц разработал систему упражнений для мозга, чтобы сохранить его функции до глубокой старости.

Вот несколько советов из его книг:

  • Тренируйте недоминантную руку, выполняя ею привычные ритуалы, такие как чистка зубов, расчесывание волос.
  • Принимайте душ и выполняйте другие обычные действия с закрытыми глазами.
  • Меняйте маршрут, добираясь до работы, магазина и других привычных мест.
  • Смотрите видео без звука, пытаясь понять по жестам, движениям, о чем идет речь.

Источник http://womenshour.ru/interesno/chetyre-uprazhneniya-chtoby-ne-poteryat-k-starosti-trezvyj-um-i-yasnuyu-pamyat.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *